Размер шрифта:
Цвета сайта

версия для слабовидящих обычная версия

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

На логопедических занятиях работа проводится следующим образом: для того чтобы ребенок мог правильно произносить звуки, развиваем артикуляционный аппарат, выполняя комплексы упражнений. После того как ребенок научится произносить изолированный звук, его автоматизируют. Сначала этот звук учатся произносить в слогах, а затем в словах и предложениях.

Кроме работы над звуками развиваем у детей фонематический слух: 

- дети учатся выделять гласный звук из ряда звуков;

- учатся находить место звука в слове (первый, последний, в середине слова);

- учатся анализировать слова, составляя схему: звуки обозначаем кружочками, называя при этом гласные, согласные, звонкие, глухие.

На занятиях с логопедом дети знакомятся с буквами, а дома с родителями закрепляют полученные знания. Одновременно с изучением букв дети овладевают техникой чтения.

Также ведется работа над развитием зрительного внимания, путем подбора парных предметов, картинок (любые виды лото) Умение различать предметы по их цвету развивается при помощи разноцветных полосок, палочек, кружочков. Используем настольные дидактические игры: "Цветные фоны", "Цветное домино" и т.д.

 Для развития зрительного восприятия используем игры:

- набор геометрических фигур по неполной аналогии (найди такую же фигуру);

- набор геометрических фигур по неполной аналогии (найди фигуру такой же формы, но другой величины, найди фигуру такой же формы, но другого цвета);

- распознавание геометрических фигур по форме, величине, цвету;

- соотношение геометрических фигур с формой предметов;

- отгадываем какой игрушки или предмета не стало на столе или что прибавилось.

Для развития слухового внимания проводим игры:

"Угадай, что звучало", "Узнай по голосу".

На логопедических занятиях ведется постоянная работа по обогащению активного словаря, развиваем грамматический строй и связную речь.

Для пополнения словарного запаса используются разные темы: игрушки, учебные принадлежности, посуда, одежда, мебель, животные, времена года и т.д.

Работая над грамматическим строем речи, учим детей:

- употреблять существительные в единственном и множественном числе, глаголы в единственном и множественном числе;

- изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- учим употреблять в речи предлоги.

Также фомируем у детей элементарные математические представления о количестве, величине, форме, развиваем ориентировку.

Огромное значение придается развитию мелкой моторики. Для этого используем мозаику, шнуровку, обводку, раскраску, складывание разрезанныз картинок. Многолетний опыт показывает, чем раньше начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее результат!

 

МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Цель: помочь ребенку установить контакт с окружающим миром

через музыку, осознать , что я есть.

Физиологические задачи:

  • Осознание своего тела,

  • Ориентировка в пространстве (распространять действие во всех направлениях),

  • Развивитие способностей контролировать свои действия,

  • Выделять части тела,

  • Способность удерживать равновесие,

  • Тактильная защита (не выносит физических прикосновений)

Педагогика – ориентирование на результат.

Музыкальная терапия сам процесс ведет к конечной цели.

  • Формирование умения слушать,

  • Создание языка общения (звуки, слоги, слова).

Музыкальные задачи: голос, темп речи, дыхание.

Музыка – терапевтический посредник между ребенком и специалистом.

Терапия – стимуляция процессов (социальных, физических, эмоциональных, духовных).

Терапевт – сам инструмент, не руководитель, не командир, равноправный участник, следовательно, человек, который не опасается быть смешным, сделать что-нибудь «не так».

Основная задача терапевта – уметь себя подать.

Требования к организации музыкальной терапии:

1.создание условий, при которых ребенок может реализовать себя;

2. работа идет не с заболеванием, а состоянием ребенка;

3. опираться не на недостатки, а на достоинства;

4. пробиться к внутренним резервам.

ИНТЕРВЬЮ (клиническое) проводится без ребенка:

  1. Знать диагноз,

  2. Оценить свои возможности,

  3. Дает возможность создание образа ребенка,

  4. Выявить характер среды его жизни,

  5. Характер взаимоотношений с родными,

  6. Проблемы самих родителей,

  7. Как мама общается с ребенком,

  8. Анализ собственного состояния.

Выделить главную проблему:

  1. Что от нас хотят родители,

  2. Как мы можем помочь (результат зависит от ребенка, изменения будут происходить, но результат надо ждать),

  3. Предупредить родителей, что ребенок может меняться, поэтому ему необходимо внимание и общение.

Анализ интервью:

  1. дезадаптация (нет внутренней настройки),

  2. депривация (изоляция),

  3. особенности психомоторного развития,

  4. своевременность оказания помощи,

  5. развитие речи.

Первый прием:

  • контакт (визуальный, слуховой, тактильный),

  • взгляд (экспрессия),

  • контакт голосом,

  • познавательная деятельность (как устроены инструменты, как звучат),

  • концентрация внимания, его продолжительность,

  • как понимает взрослых,

  • память,

  • развитие моторики,

  • подражание,

  • мышечный тонус.

 

МЕТОД ФОКУСИРОВАННОЙ ГЕНОГРАММЫ

Сфера применения:

  • социальная реабилитация,
  • прикладная психология.

Область применения:

  • диагностика
  • консультирование
  • коррекция
  • реабилитация

Цель:

показать значимость семейной структуры путем идентификации личности ребенка по отношению к ней.

Задачи:

  1. Показать  связь между поколениями внутрисемейных взаимоотношений и их влияние на семью.
  2. Оказать помощь семье, ребенку конкретизировав и визуализировав проблему.
  3. Помочь в идентификации ребенка в семейной структуре.
  4. Показать ценность семейных отношений и единство семьи.
  5. Определить значимость  ребенка в принятии общих решений семьи и разделении ответственности за них.

Этапы работы:

  1. Установление контакта с семьей, признание и уважение в отношении сообщаемых сведений.
  2. Погружение в семейную историю и состояние «охваченности» ею.
  3. Построение структуры семьи - описание системы внутрисемейных взаимоотношений за 3 - 4 поколения.
  4. Формирование запроса - локализация проблемы.
  5. Коррекция и реабилитация.

Методы и техники коррекции и реабилитации семьи:

  • Проигрывание ролей друг друга.
  • Молчание (намеренное бездействие).
  • Указания (директивы).
  • Семейная дискуссия (обсуждение).
  • Обусловленное общение (в привычное в семье вводится новый элемент)..
  • Циркулярное интервью членов семьи.
  • Позитивная коннотация (положительное переопределение проблемы / симптома).

Прогнозируемые результаты:

- сформированы партнерские отношения,

- наблюдаются видимые изменения во взаимоотношениях между членами семьи,

- минимизирована информационная депривация членов семьи,

- повышена мотивация детей и родителей в отношении решения имеющихся проблем,

- мобилизованы личные и  ресурсы семьи для самостоятельного решения проблем,

- появилось чувство стабильности и контроля собственной жизни, позитивный потенциал.

МЕТОД КОНДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Цель: восстановление нормальной функции (ортофункции) и, как следствие, адаптация к нормальному образу жизни, характерному для данного возраста, и социализации.

Основные правила кондуктивного воспитания двигательных навыков:

  1. Воспитываются только те двигательные навыки, которые встречаются в жизни. Не применяются специальные коррекционные исходные положения и специальные коррекционные движения, если они отличаются от использующихся в повседневной жизни.

  • Обучение удержанию равновесия и контролю за положением тела в пространстве.

  • Обучение устойчивому сидению

  • Обучение устойчивой вертикальной позе.

  • Обучение ходьбе.

  • Манипуляционная мануальная деятельность.

  • Самообслуживание.

  1. Движение должно выполняться максимально самостоятельно. Как только ребенок способен самостоятельному выполнению движений, помощь ему не оказывается. Используются приемы для облегчения самостоятельного выполнения движений. Например, фиксация рук или сцепления рук в замок перед собой при гиперкинетических формах ДЦП.

  2. Воспитание правильного ритма движения. Использование ритм-задающих песен и стихов при выполнении всех упражнений.

  3. Постоянный звуко-речевой самоконтроль за правильностью выполнения упражнений («Я стою прямо. Мои колени самые прямые. и т.п.) и постоянный акцент на усвоении «схемы тела».

  4. Последовательность выполнения упражнений во время занятий отражает последовательность развития двигательных функций у человека. Обычно в начале занятия используется исходное положение лежа, затем сидя, затем обучение вставанию и отработка ходьбы. Всегда идут от более простого исходного положения к более сложному, от более простого движения к более сложному.

Основополагающие идеи А. Пето, используемые в работе центра :

  • как можно более раннее и систематическое начало коррекционно-педагогической работы,

  • ведущая роль родителей, особенно матери процессе педагогической реабилитации,

  • интенсивная кооперация между матерью и ребенком в достижении реабилитационных задач, а так же образ жизни в целом,

  • особая роль мотивации в педагогическом процессе,

  • принцип игротерапии и игропедагогики как один из специфических способов формирования устойчивой мотивации у ребенка,

  • принцип формирования социально значимых потребностей и стимулирования активности ребенка к их удовлетворению.

ИППОТЕРАПИЯ

«Доктор – Лошадь»

Лошадь –  живое существо с уникальными  физическими и психическими  возможностями, общение с которым снижает чувство психологической усталости, вносит в сознание ощущение равновесия и умиротворенности.    Мы восхищаемся красотой и силой этого животного.  А какова радость  «особых» детей,   которые  лишены обычных детских забав и игр со сверстниками, при встрече и общении   с животными!   Для ребенка общение с лошадью – эмоциональный подъем и расширение кругозора, а на фоне дефицита общения – это еще и приобретение большого сильного друга.    Животное принимает ребенка таким, какой он есть, и позволяет установить внушающие уверенность отношения. Лечебная верховая езда – это форма лечебной физкультуры, где спортивным  снарядом выступает живая лошадь.    В нашем учреждении  постоянно внедряются новые формы работы с детьми и современные технологии реабилитации. Однако, о том, что когда – нибудь   мы будем заниматься иппотерапией, мы только мечтали. Но, как говорят, если очень,  очень хочется, то  - мечты сбываются.

В рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области на 2014 – 2016 годы в 2015 году в Волховском муниципальном районе  запланировано проведение реабилитации детей – инвалидов на основе иппотерапии.  Правительством Ленинградской области выделены денежные средства на организацию и проведение занятий с детьми верховой езде. И это не просто обучение верховой езде,  это – лечение, лечение души и тела ребенка.  Да и всей семьи.  Сколько радости и у родителей,  и у детей вызывают занятия на природе. Отсюда тот устойчивый эмоциональный фон, который сопровождает занятия по иппотерапии и который уже сам по себе целебен.  Сочувствие, сострадание, желание помочь, дружелюбие, открытость ребенка, его потребности в радости, желание быть любимым, защищенным от опасности – эти качества легче проявляются у детей на природе, в общении с лошадью.

Нам не хотелось, чтобы иппотерапия превратилась в обычное катание на лошади, поэтому в работе приняли участие всего 5 семей. Думаю, никого не обижу, если скажу, что это самые активные мамы, которые ведут постоянную,  упорную борьбу за здоровье своего ребенка.   Иппотерапия  - это труд, тяжелый труд и для ребенка и для того,  кто с ним занимается.  А работает с детьми уникальный специалист нашего центра, инструктор – методист лечебной физкультуры – Романенко  Ирина Геннадьевна. Любовь к детям, желание им помочь, поиск новых современных методов реабилитации отличают этого неугомонного специалиста. Прежде, чем обучать детей,  Ирина Геннадьевна сама прошла обучение в  Санкт – Петербургской  академии постдипломного образования по программе «Адаптивная физкультура», в том числе адаптивная верховая езда,  иппотерапия.  Но самое главное, что  еще до реализации данной программы Ирина Геннадьевна начала свою дружбу с лошадьми. И вот,  что она говорит: «Лошадь -  доброе, умное,  терпеливое,  но в   тоже время строгое животное.  Она  не  терпит по отношению к себе агрессивного отношения. Лошадь  чувствует внутреннее состояние человека. С нашими детьми очень хорошо работают лошади, которые тоже мамы. Они по - своему понимают и жалеют наших детей. А дети  платят им своей любовью.  Занятия по иппотерапии организованы на  базе конюшни  в Новой Ладоге.     Продолжительность каждого занятия по верховой езде – 30 минут для каждого ребенка, в зависимости от двигательных нарушений и правильности выполнения предлагаемых упражнений. По мере укрепления посадки,  требовательность к детям постепенно повышается.  Уже после непродолжительного времени у детей укрепляются все группы мышц.  Особенно мышцы спины и ног.  Ребенок учится группироваться, лучше владеет своим телом. Улучшается его настроение и ориентация в пространстве, повышается самооценка и уверенность в себе.  Дети с большим удовольствием приезжают сюда, стараются не пропустить  ни одного занятия.  Мы искренне благодарим Матвеева Виктора Николаевича за понимание, поддержку и помощь в организации работы на конюшне  с нашими  детьми, а также  работников конюшни.  Потому что понимаем, какая ответственность возложена на Ваши  плечи и в ваших руках самое дорогое –   дети». 

Первый этап иппотерапии начинался не с верховой езды, а со знакомства лошади и ребенка на расстоянии. Ведь даже обычное наблюдение за движениями лошади несет в себе терапевтическую составляющую. Затем использовались сближающие приемы, такие как прикосновение  и кормление. Прикасаясь к лошади,  ребенок чувствует приятное тепло живого  тела, пытается контролировать напряжение мышц руки. Научившись подобным действиям, ребенок переносит это умение в социальную жизнь.  Если ребенок не любит,   когда к нему прикасаются, можно погладить лошадь,  поговорить с ней.   В свою очередь ребенок,  разговаривая с лошадью, часто говорит о том, что  не может сказать окружающим.  Общение  с лошадью способствует росту мотивации и самостоятельности, дает возможность для развития эмоций.

После иппотерапии проводится оценка состояния детей.  Согласно данным анкет и бесед с родителями, во всех случаях, произошли сдвиги в эмоциональном и физическом состоянии детей,  они полюбили лошадь, появилась радость общения с нею, наступил определенный эмоциональный всплеск. Все родители желают,  чтобы занятия продолжались и  верят в возможность существенного улучшения здоровья своих детей.

 У большинства детей после иппотерапии уменьшилось количество простудных заболеваний, повысился аппетит.

 Мамочка  Лидия:  «Семёну почти 3 года. У нас ДЦП, мы пока самостоятельно не можем сидеть и ходить. Некоторое время назад мы начали заниматься иппотерапией. Помимо массы положительных эмоций от общения с лошадкой Забавой, Сёма получает и хорошее развитие в физическом плане. Перед тем как сесть на лошадку, мы катаемся лежа на животе, тепло и спокойствие Забавы передается Сёме, и его ручки и ножки расслабляются, и это очень важно для ребенка со спастикой. Когда едет сидя, сын  старается сам  удерживать равновесие, держать спинку ровно и с интересом смотрит по сторонам. В целом за время занятий ребенок стал сильнее, мышцы крепче, дольше удерживаться в положении сидя самостоятельно, улучшилась координация. Сёма стал разговаривать с Забавой (раньше только улыбался и хохотал). Мы с удовольствием продолжим занятия. Спасибо нашей умной лошадке и чуткому, грамотному специалисту Ирине Геннадьевне! С уважением».

Мама и папа Никиты:  «Мы занимаемся иппотерапией уже не первый год. Естественно, это требует определенных (и не малых!) затрат. Но у нас очень тяжелый малыш (ДЦП, спастический тетрапарез, тяжелая форма), сам практически не имеющий возможности двигаться, поэтому мы всегда стараемся обеспечить ему максимум движений, не допустить прогрессирования контрактур, да и просто сделать его жизнь интересной, хоть как-то похожей на жизнь обычных ребятишек.
Хочется сказать, что общение на природе с прекрасным умным животным дает замечательные результаты. Когда мы начинали заниматься, мальчик просто "висел" на лошади, сейчас он сидит со сравнительно небольшими поддержками. Это здорово!
Бесплатная программа по иппотерапии, организованная нашим реабилитационным центром, позволила нам чудесно провести лето - несколько занятий в неделю это и возможность увлекательной прогулки и адекватная физическая нагрузка, без которой, к сожалению,  не могут наши суставы и мышцы. ОГРОМНОЕ СПАСИБО вам за это чудо! Хотелось бы, чтобы чудес в нашей жизни было больше. Может быть, у программы будет продолжение?..».

Спасибо родителям за теплые отзывы и думаю, что наш губернатор поможет нам продолжить работу этой интересной и так необходимой нашим «особым» детям программы.

   

 

Инновационные технологии, применяемые на занятиях ЛФК.

  1. Имитатор ходьбы  «Имитрон» -  имитатор ходьбы «Имитрон» предназначен для реабилитации при парезе или параличе нижних конечностей, путём выполнения комплексных упражнений в вертикальном положении. Человек активно двигая верхними конечностями, перемещает  опоры адинамических нижних конечностей,  и тем самым находясь в вертикальной позиции, комплексно приводит в движение организм – имитируя ходьбу.

67

  1. Аппарат «Корвит» -   подошвенный имитатор опорных нагрузок. Уникальность этого прибора заключается в том, что он позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе: величину давления, временные характеристики (длительность импульса, интервалы между воздействиями на пяточную и  плюсневую опорную  зоны и интервалы между воздействиями на правую и левую ногу). Применение аппарата «Корвит»  в комплексной реабилитации позволяет максимально восстановить баланса сил мышц – сгибателей и мышц – разгибателей, что способствует нормализации функции стояния и ходьбы.

4

  1. Велотренажёр для реабилитации опорно – двигательного аппарата   «Ангел-соло» . Велотренажёр предназначен для реабилитации детей от 3 до 14 лет  с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Велотренажёр предназначен для использования как на улице,   так и внутри помещений (путём не сложного переоборудования). Занятия на велотренажёре предотвращает развитие синдрома «госпитализма», способствуя более полноценной социальной адаптации. Велотренажёр учитывает особенности детской психологии: не однообразная езда в тренажёрном зале,  а езда на улице, что стимулирует познавательную активную деятельность ребёнка. Способствует развитию представления   об окружающем мире, расширяет круг общения, что значительно улучшает психологический статус. У ребёнка появляется желание заниматься другими видами лечебно – профилактических мероприятий.

3

  1. Виброкинезотерапия. Тренажёрно – информационная система «ТИСА» - позволяет одновременно использовать  специальные физические упражнения с сеансами вибротерапии.  При воздействии умеренных доз механической вибрации на организм возникает большое разнообразие его ответных реакций: усиление тонуса симпатико – адреналовой и  гипофиз – адреналовой систем, активизация метаболических иммунологических процессов, нормализация состояния центральной нервной системы.
  2. Костюмы динамической проприоцептивной коррекции  («Адель», «Гравистат»). В основе терапевтического воздействия лечебных костюмов лежит принцип создания афферентного проприоцептивного потока с опорно – связочного аппарата аксиальной мускулатуры и мышц конечностей для преодоления гравитационной нагрузки (силы тяжести). Использование лечебных костюмов позволяет:
  • Скорректировать позу и положение частей тела относительно друг друга, сохраняя при этом двигательную активность занимающегося.
  • Затруднить или облегчить отдельные виды движений, частично компенсировать отсутствующую функцию мышцы.
  • Способствовать общей физической тренировке занимающихся.

2

  1. Тренажёр «Гросса». Очень часто упражнения для улучшения состояния опорно-двигательного аппарата делаются в положении сидя или лежа. Такие позиции тела не позволяют полностью раскрыть функциональность детского организма. К сожалению, очень часто нагрузка не дается в вертикальном положении, что снижает эффективность таких тренировок в несколько раз. Ведь ребенок получает низкий уровень активности, а это плохо сказывается на состоянии всего организма. Именно поэтому и был разработан тренажер Гросса, позволяющий решить проблемы с нарушенной функциональностью опорно-двигательной системы у детей.

Данное устройство предназначено не только для детей с видимыми признаками ДЦП, но также и для малышей с проблемами в опорно-двигательной системе. С его помощью появилась отличная возможность решить несколько очень важных задач:

  • Хорошо развивается координация. С помощью обычных упражнений на коврике такое сделать очень сложно. Расслабление мышц, если в этом есть необходимость, а другие методы являются труднодоступными.
  • Осуществляется отличная тренировка всего тела. В работу включаются мышцы и суставы. При этом проводится динамическая, статическая и пространственная нагрузка.  
  • Тренажер Гросса помогает детям прийти в тонус после получения спинномозговых травм, инсульта, детского церебрального паралича и при различных проблемах опорно-двигательной системы.

Главная функция устройства – это создание условий развития опорно-двигательного аппарата, моторики тела, а также, что немаловажно, развить у больного способность опираться на поверхность.

  1. Иппотренажёр. Иппотерапия рекомендована при различных заболеваниях, а в последнее время получает все большее распространение при реабилитации больных ДЦП.

Преимуществом данного метода является возможность увеличить объем пассивных движений ребенка, также иппотерапия помогает улучшить осанку и обрести активные двигательные навыки. Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь. 

Движения тренажера точно воспроизводят ход лошади, ребенок стремится удерживать равновесие, и в работу автоматически включаются практически все группы мышц.

Такие занятия тренируют мускулатуру, увеличивают подвижность суставов, развивают чувство равновесия и координацию движений.

Регулярные занятия на иппотренажере укрепляют мышцы, необходимые для ходьбы, формируют вокруг позвоночника сильный мышечный корсет, а также позволят прочувствовать движение, научиться лучше управлять мышцами. Покачивания тренажера не только учат держать равновесие, но и укрепляют брюшной пресс, мышцы спины, позвоночник, тазобедренные суставы, причем это происходит на рефлекторном уровне.

Тренировка проходит на рефлекторном уровне — инстинкт сохранить равновесие, чтобы удержаться и не упасть, побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

Тренажер, имитирующий верховую езду рекомендуется для:

  • Укрепления мышц, необходимых для ходьбы
  • Улучшения равновесия и координации движений
  • Снятия спастики при ДЦП
  • Развития реципроктных движений таза и плеч
  • Обретения новых активных двигательных навыков
  • Эффективного укрепления позвоночника 

 1

 

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных